Поиск по сайту:
 

Реклама:



§ 36. Канаты и стропы

Канаты. Такелажные работы выполняют с применением пеньковых и стальных канатов (тросов). В последнее время получили распространение канаты из капрона и перлона.

Пеньковые канаты (ГОСТ 483—75) бывают трехпрядные пропитанные и бельные. Пропитанные канаты изготовляют из каболок (нитей), пропитанных горячей древесной смолой, а бельные — из непропитанных. Бельные канаты гибки и удобны в работе, но подвержены загниванию и при размокании их прочность резко снижается. Поэтому на монтажных работах применяют преимущественно пропитанные канаты. В механизмах с машинным приводом пеньковые канаты не используют. Для крепления каната к оборудованию на конце его делают петлю, внутрь которой заделывают коуш, предохраняющий канат от перетирания.

При монтаже систем вентиляции и кондиционирования воздуха применяют стальные канаты, которые состоят из стальных высокопрочных проволочек диаметром до 3 мм.

Стальные   канаты   подразделяются по ряду признаков:

по форме поперечного сечения — на круглые и плоские;

по конструктивному признаку — на канаты одинарной, двойной и тройной свивки. Канаты одинарной свивки изготовляют из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Канаты двойной свивки бывают одно-, двух- и трехслойными, канаты тройной свивки называются кабелями;

по материалу сердечника — на канаты с органическим сердечником, с металлическим мягким сердечником из проволоки, с металлическим сердечником из канатной проволоки, с сердечником из пластмасс;

по способу свивки — на обыкновенные (раскручивающиеся) и нераскручивающиеся;

по направлению свивки — на канаты правого и левого направлений;

по виду покрытия поверхности проволок и каната — на канаты из светлой проволоки и канаты из оцинкованной проволоки;

по типу прядей — на канаты с точечным касанием отдельных проволок (ТК), с линейным касанием проволок (ЛК) и с точечным и линейным касанием проволок в пряди (ТЛК).

Условные обозначения канатов нормируются ГОСТом, например стальной канат двойной свивки типа ТК конструкции 6 х 19 (1 + + 6 + 12) + 1 о. с. (ГОСТ 3070—74). Буквы ТК означают, что канат по роду свивки проволок изготовлен с точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей; цифра 6 — количество прядей в канате; цифра 19 — количество проволок в каждой пряди каната; (1 + 6 + 12) — сечение пряди, где 1 — количество проволок в первом слое пряди, 6 — во втором слое и 12 — в третьем (наружном) слое пряди; 1 о. с. — один органический сердечник.

Для монтажных работ рекомендуется применять канаты двойной свивки типов ЛК и ТЛК с органическим сердечником. При отсутствии таких канатов используют канаты двойной свивки с точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей конструкции 6 X 19 (1 + 6 + 12) + 1 о. с. (ГОСТ 3070—74) и конструкции 6 X  37 (1 + 6 + 12 + 18) + 1 о. с. (ГОСТ 3071—74).

Каждый канат обладает определенным разрывным усилием, которое зависит от его конструкции, количества проволок и т. д. Разрывным усилием каната называют нагрузку, под действием которой канат разрывается.

Канаты, применяемые в качестве грузовых, проверяют расчетом: определяют запас прочности, срок службы, а также наименьший допускаемый диаметр барабана или блока, огибаемого стальным канатом.

Стальные канаты рассчитывают на прочность по формуле

P/S≥k, или P = Sk,

где Р — разрывное   усилие   каната,   принимаемое   по   сертификату (паспорту), Н; 5 — наибольшее допускаемое натяжение каната, Н; k— коэффициент запаса прочности каната, значения которого приведены ниже.

Наименьшие допускаемые коэффициенты запаса прочности k, установленные правилами Госгортехнадзора СССР в зависимости от назначения и условий работы

Грузовые и стреловые канаты для кранов, лебедок, матч,   полиспастов и других механизмов с приводом:

ручным.........................................................................................................................4

машинным при режиме работы:

легком ..........................................................................................................................5

среднем.........................................................................................................................5,5

тяжелом........................................................................................................................6

Канаты для стропов..................................................................................................6

Ванты мачт и опор....................................................................................................3,5

Тяговые канаты,  применяемые на кранах.........................................................4

Канаты лебедок, предназначенных для подъема людей.............................9

В тех случаях когда в сертификате или свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие всех проволок в канате, усилие Р должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия на 0,83.

Долговечность работы стальных канатов зависит от диаметров блоков или барабанов лебедок, которые они огибают при работе: чем меньше диаметр барабанов и блоков, тем короче срок службы.

В процессе эксплуатации проволоки канатов изнашиваются, рвутся, перетираются и канат становится менее прочным. Стальные канаты бракуют по числу обрывов проволоки на длине одного шага свивки по степени износа (табл. 8).

Таблица 8.  Норма браковки стальных канатов в соответствии с нормами Госгортехнадзора СССР

D— диаметр барабана, мм; d— диаметр каната, мм.

Пример. Рассмотрим браковку каната конструкции 6X19 = 114 с одним органическим сердечником, изготовленного из проволок различного диаметра. Число обрывов как норма браковки принимается за условное. При подсчете обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а обрыв толстой проволоки — за 1,7. Если на длине одного шага свивки каната при первоначальном запасе прочности до 6 имеется шесть обрывов тонких проволок и пять обрывов толстых проволок, то условное число обрывов составит 6 X 1 + 5 X 1,7 = 14,5, т. е. более 12 (см. табл. 8), и, следовательно, канат бракуется.

Канаты крепят к оборудованию с помощью петель или различных узлов.

Прямым узлом (рис. 96, а) соединяют стальные канаты; концы петель стального каната соединяют с основным канатом сжимами. Рифовый узел (рис. 96, б) служит для образования петли при стыковании наглухо концов стальных и пеньковых канатов. С помощью штыкового узла (рис. 96, в) канаты соединяют и получают петли на их концах. Вязка в коуш или петлю (рис. 96, г) служит для удлинения стальных или пеньковых канатов, оканчивающихся коушем или петлей. При соединении стальных канатов на конце удлиняемого каната ставят зажимы.

Стропы. Стропами называют отрезки канатов, соединенные в кольца или снабженные специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов. По конструкции стропы бывают гибкие и жесткие.

Гибкие стропы, изготовляемые из отдельных кусков каната или цепей, подразделяют на простейшие, универсальные, облегченные и многоветвевые.

Простейшие стропы — кусок каната, которым поднимаемый груз обвязывают и закрепляют к крюку грузоподъемного механизма. Концы каната закрепляют сжимами или такелажными узлами. Такие стропы применяют при подъеме тяжелых грузов.

Универсальные стропы (рис. 97, а, б) — замкнутая в кольцо петля длиной от 5 до 15 м. Их изготовляют из канатов диаметром от 19,5 до 30 мм. Концы каната соединяют заплеткой 1  на длину, равную 40 диаметрам каната, или постановкой сжимов 4. Такие стропы под нагрузкой не раскручиваются, что выгодно отличает их от других видов строп.

     

Рис. 96. Канатные узлы: а — прямой, б — рифовый, в — штыковой,   г — вязка   в   коуш    или    петлю; 1 — узел до   затяжки, 2 — узел после затяжки

Рис. 97.   Универсальные   (а, б)   и  облегченные (в, г, д) стропы; схемы подвески на крюк универсальных стропов (с, ж):1 — заплетка,  2 — коуш,  3 — петли, 4 — сжимы, 5 — гильзоклиновое соединение

Рис, 98, Двухветвевой (а) и четырехветвевой (б) стропы

Облегченные стропы (рис. 97, е) изготовляют из куска каната диаметром 12—30 мм. На концах каната заделывают коуши 2 или петли 3 в зависимости от назначения стропа. Коуш — это металлическая обойма овальной формы, вокруг которой образуется петля стропа. Коуши изготовляют коваными, штампованными или кузнечным способом из труб, разрезанных вдоль.

Концы облегченных стропов можно выполнять в виде петель и соединять сжимами (рис. 97, г), а также с помощью гильзоклинового соединения 5 (рис. 97, д).

Схемы подвески на крюк грузоподъемного механизма универсальных стропов представлены на рис. 97, е, ж.

Многоветвевые стропы служат для подъема элементов за две (рис. 98, а) или четыре (рис. 98, б) точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все его ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно. В качестве отдельных ветвей многоветвевых стропов применяют облегченные стропы. Отдельные облегченные стропы в многоветвевых стропах крепят к петле, которая даже при разных длинах ветвей стропа дает возможность путем поворота регулировать усилия в отдельных ветвях.

Жесткие стропы разделяют на захваты и траверсы. Их применяют в тех случаях, когда необходимо сократить высоту строповки, а также, когда поднимаемые элементы, рассчитанные на работу в данном сооружении, не могут выдержать сжимающую монтажную нагрузку, возникающую при наклоне гибких стропов.

Строповка и особенно расстроповка — трудоемкие операции. Чтобы освободить строп после подъема груза, рабочему часто необходимо подниматься на большую высоту. Во избежание этого в такелажных работах используют специальные стропы с дополнительным устройством, позволяющим выполнить расстроповку, не поднимаясь на высоту. Такие стропы называют полуавтоматическими.



Основные разделы сайта о монтаже систем вентиляции и кондиционирования

· Общие сведения об устройстве систем вентиляции и кондиционирования воздуха · Изготовление воздуховодов и фасонных частей · Монтаж пылеулавливающих устройств
· Оборудование систем вентиляции и кондиционирования воздуха · Инструменты, приспособления и механизмы для монтажно-сборочных работ · Монтаж воздуховодов
· Воздуховоды и их фасонные части · Такелажные работы · Монтаж сетевого оборудования
· Принципы работы и понятие о расчетах систем вентиляции · Подготовка к производству монтажно-сборочных работ · Испытания, монтажное регулирование и сдача систем вентиляции и кондиционирования воздуха в эксплуатацию
· Части зданий и их использование при устройстве систем вентиляции · Монтаж вентиляторов · Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия
· Вентиляционные детали · Монтаж кондиционеров и приточных камер · Главная страница
· Крепление воздуховодов · Монтаж калориферов, отопительно-вентиляционных агрегатов и воздушно-тепловых завес · Карта сайта

§ 36. Канаты и стропы
Copyright © "Монтаж систем вентиляции и кондиционирования" 2009